Заказать звонок

Что такое верхнее строение пути и из каких элементов оно состоит

Категории: Новости

Верхнее строение пути – это комплексная конструкция, служащая для обеспечения направления движения подвижного состава, восприятия усилий, исходящих от его колес, и передачи этих усилий на нижнее строение пути. Таким образом, эта часть железнодорожного полотна направляет состав и принимает нагрузку от его веса, передавая ее на последующие слои путей.

 Среди основных конструктивных элементов верхнего строения пути можно отметить следующие комплектующие:

  • Балластный слой;
  • Шпалы;
  • Рельсы и рельсовые крепления;
  • Противоугоны;
  • Стрелочные переводы;
  • Мостовые и переводные брусья.

Рельсы соединяются со шпалами, что обеспечивает путевой решетке большую надежность. Шпалы располагаются на некотором углублении в балластном слое. Верхнее строение пути чаще всего монтируют на подготовленном земляном полотне, предварительно сооружения насыпи и выемки. В некоторых местах под железнодорожные пути укладывают бетонное покрытие, однако такое решение требует более существенных трудовых и финансовых затрат.

В современном варианте исполнения верхнее строение пути должно отвечать целому ряду требований, способных обеспечить безопасное передвижение технологичных подвижных составов. Во-первых, это требования, предъявляемые к самому полотну. Во-вторых, это требования по коммуникациям – железная дорога должна иметь взаимосвязь с автомобильной дорогой. В-третьих, это требования к земляному полотну. Так, земляное полотно под настоящей железной дорогой должно отвечать таким требованиям:

  • Оно должно быть надежным, устойчивым и долговечным;
  • Оно должно быть защищено от атмосферных осадков и скапливания воды, то есть оборудовано функциональными стоками;
  • Оно должно быть максимально доступным, как при сооружении полотна, так и при его дальнейшей эксплуатации.

Отметим, что верхнее строение пути – это та часть железнодорожного полотна, которая функционирует в наиболее сложных условиях. Оно постоянно подвергается воздействию больших механических нагрузок от проходящих поездов, пагубному влиянию осадков и атмосферных воздействий, перепадов температур и т.д. Тип верхнего строения пути в каждом отдельном случае определяется индивидуально, в зависимости от планируемой грузонапряженности линии, скорости движения поездов и величины осевых нагрузок.