Заказать звонок

Для чего нужны противоугоны

Категории: Новости

Противоугоны – это специальные устройства, служащие для защемления подошвы рельса и передачи нагрузки при движении поезда на шпалы или подкладки. Главной функцией противоугонов является недопущение продольного движения рельсов под действием высоких механических нагрузок. Именно такое движение и принято называть угоном пути.

 

Самый простой клиновый противоугон, активно используемый в тандеме с деревянными шпалами, имеет специальную скобу, надеваемую на подошву рельса. К скобе приваривается так называемый якорь, выполненный в виде стальной пластины, упирающейся в шпалу. Защемление подошвы выполняется посредством забивания клина между ней и длинной стороной скобы. Подобная конструкция дает возможность передавать силу сопротивления на балласт посредством деревянных распорок. Как результат, значительно затрудняется непроизвольный сдвиг рельсов под действием высоких нагрузок от прохождения по пути подвижного состава.

 

Отметим, что подобные противоугоны использовались при самом зарождении железной дороги. На 25-метровом участке пути закладывалось от 4 до 8 пар противоугонов. А однотипные участки оснащались противоугонами, соединенными по типу «замка» — они располагались один навстречу другому с обеих сторон распорок.

 

Российские железные дороги с середины 20-го века начали оснащаться самозаклинивающимися противоугонами. Такие устройства имели вид той же самой скобы, но с гораздо более мелким сечением, нежели у клиновых аналогов. Главным недостатком такого противоугона, как и всех его предшественников, стало отсутствие амортизирующих свойств. Из-за этого скоба в процессе эксплуатации довольно быстро изнашивалась, а это приводило к проскальзыванию рельсов.

 

Первые аналоги современных пружинных противоугонов вошли в широкий обиход в середине 60-х годов прошлого века. Эти механизмы были способны воспринимать большие продольные нагрузки даже после неоднократной перестановки. Для монтажа противоугонов не требуются распорки, а их количество на участке пути напрямую зависит от планируемой грузонапряженности рельсов, а также места их установки.

 

В целом противоугоны являются ключевым элементом верхнего строения пути. Без них невозможна длительная и безопасная эксплуатация полотна, что необходимо учитывать при монтаже последнего.