Заказать звонок
  • 8-800-2-341-741
  • Железнодорожные рельсы. Что это такое, и какими они бывают

    Категории: Новости

    Железнодорожные рельсы – это основные элементы верхнего строения пути. Они представляют собой прочные профилированные прокатные элементы из стали, выполненные в виде полос. Рельсы укладываются на поперечные опоры и скрепляются с ними, образуя рельсовую колею, способную принимать на себя нагрузку подвижных составов, проходящих по ней. Главным же функциональным назначением рельсов является обеспечение возможности и направления движения для железнодорожного состава или любой другой техники, использующей в качестве направляющих рельсы.

    В соответствии с государственными стандартами и прочими нормативными документами, железнодорожные рельсы могут быть разделены на ряд категорий в зависимости от их качества:

    1. Термоупрочненные изделия высшего уровня качества. Маркируются буквой «В» и являются наиболее надежными из всех производимых сегодня рельс. Используются для организации путей под составы, имеющие большой вес или движущиеся с высокой скоростью;
    2. Термоупрочненные изделия. Стандартные рельсы, маркируемые обозначениями «Т1» или «Т2». Именно такие рельсы можно чаще всего встретить на российских железных дорогах;
    3. Нетермоупрочненные изделия. Маркируются буквой «Н». Они используются в условиях, не отличающихся высокими нагрузками или интенсивной эксплуатацией путей.

    Также среди существующих вариантов рельс можно отметить специальные модели Р65К, имеющие особый уклон в верхней части, и предназначенные для оборудования поворотных частей железнодорожного полотна. Измененный уклон способствует уменьшению интенсивности износа боковых частей рельсов.

    Поскольку рельсы являются основополагающим элементом любого железнодорожного пути, к ним предъявляется ряд серьезных требований:

    • Они должны быть смонтированы с учетом абсолютной прямолинейности, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях;
    • Допуски должны быть установлены в пределах размеров поперечного профиля;
    • Химический состав и степень твердости используемой стали должны определяться, исходя из планируемых условий эксплуатации железнодорожного полотна;
    • Дефекты должны быть полностью исключены, особенно если по рельсам планируется пускать тяжелые и быстрые составы;
    • Перед реализацией завод-производитель должен в обязательном порядке выполнить процедуры дефектоскопирования и клеймения для каждой готовой рельсы.

    От соблюдения этих требований во многом зависит не только долговечность и надежность, но и безопасность эксплуатации конкретных участков железнодорожного пути.