Что такое балластный слой, и для чего он нужен
Балластный слой – это слой сыпучих материалов, укладываемый на основной площадке земляного полотна. Этот слой служит основанием для установки рельсовых опор и железнодорожного пути в целом. Подвижный состав, перемещаясь по рельсам, передает нагрузку на них, а далее она уходит в балластный слой, распространяясь по всей площади земельного полотна. Для того, чтобы передача нагрузки выполнялась без ущерба для рельсов, шпал и прочих элементов верхнего строения пути, балластный слой дополнительно уплотняют специальными подбивочными машинами.
Балластный слой выполняет ряд важных функций:
- Он обеспечивает требуемый уровень сопротивления при смещениях рельсошпальной решетки;
- Равномерно распределяет давление, исходящее от подвижного состава, на земляное полотно. При этом оказывается амортизирующий эффект при ударных и вибрационных нагрузках от прохождения по железнодорожному пути поезда;
- Не позволяет скапливаться осадкам и воде в верхней части пути, а также отводит ее излишек в грунт;
- Служит основой для монтажа рельсошпальной решетки в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
К материалу, используемому для оборудования балластного слоя, предъявляются серьезные требования в плане прочности, надежности и способности оказывать механическое сопротивление нагрузкам. Только при соблюдении этих требований балластный слой может обеспечивать стабильность и безопасность эксплуатации железнодрожного пути. Кроме того, сыпучий материал должен хорошо пропускать воду и быть морозостойким. Чаще всего в для оборудования такого слоя используется щебень мелких и средних фракций. Средний размер частички щебня должен составлять от 25 до 60 мм. Допускается небольшое содержание и более мелких фракций, однако их доля в общем объеме не должна превышать 10-15%.