Классификация железобетонных шпал, технологии их изготовления и возможные дефекты
В отличие от традиционных деревянных шпал, железобетонные опорные конструкции отличаются более длительным ресурсом, устойчивостью к большим нагрузкам, низкой себестоимостью и не требуют регулярной обработки антисептическими составами. Они обеспечивают однородность ж/д пути, бывают разных классов, с различным типом армирующей арматуры и параметрами изоляции.
Классификация ж/б шпал
По типу крепления:
– Ш1 – с раздельным клемно-болтовым соединением с фиксацией на опоре посредством болта и прокладки;
– Ш2 – с нераздельным соединением посредством притяжки болта к рельсовому железнодорожному прокату или к прокладке;
– Ш3 – с нераздельным соединением непосредственно с рельсом;
– Ш5ДФ – с шурупно-дюбельным креплением;
– ШС АРС – с анкерным типом крепления.
По сфере применения:
– мостовые (М);
– челночные (Ч) – используются в тоннелях;
– для кривых участков ж/д путей (К) с радиусом кривизны до 350°;
– трансформаторные – с прямоугольным сечением по всей длине;
– для детских ж/д путей (Ш-3 Д 750);
– для стрелочных переводов;
– для совмещения различных по ширине – на две, три или четыре нити;
– полушпалы, предназначенные для крановых путей.
Основными технологиями производства шпал являются следующие:
– карусельная – заливка готовой бетонной смеси в разборные кассеты с предварительно натянутой арматурой;
– линейная – с применением движущихся на конвейере последовательно размещённых формовочных ёмкостей;
– с последующим напряжением – с использованием шаблонов, определяющих место расположения арматуры с последующим погружением в схватывающуюся бетонную смесь стальных штырей;
– с предварительным напряжением – метод, аналогичный предыдущему, только с передачей нагрузки с помощью рам, а не стальных штырей.
Бетонные шпалы предназначены для установки на всех ж/д линиях с интенсивным движением подвижного состава с определёнными для общих ж/д путей допустимыми нагрузками и скоростным режимом. Они используются в бесстыковом пути. Укладка производится на щебёночный балласт или на подготовленное земляное полотно без пучин, просадок и прочих проблемных мест.
Дефекты ж/б опор и возможные причины их возникновения
Среди дефектов бетонных железнодорожных опор, при которых требуется замена шпалы можно выделить следующие:
– трещины, возникшие в поперечном либо продольном направлении;
– различные изломы;
– сильный износ и появление околов бетона;
– разрушение самого бетона;
– повреждения или сильный износ разных закладных элементов.
Причинами появления дефектов могут быть скрытые недостатки, возникшие в результате нарушения технологии изготовления, которые не были выявлены при приёмке, а также негативное воздействие различных эксплуатационных и природных факторов во время их рабочего цикла. Например, трещины шпалы могут возникнуть из-за просадок путей в стыках или неровностей на рельсах, таких как увеличенные зазоры, небольшие вертикальные ступени, седловины. Зачастую трещины или даже изломы посредине ж/б шпалы возникают вследствие её опоры на балласт лишь своими концами, когда в районе средней части он не засыпан до нужного уровня. Иногда наблюдается появление продольных трещин, которые проходят через ряды напряжённой армирующих штырей, что говорит о недостаточной прочности бетона. А появление местных околов бетонных упорных кромок свидетельствует об ослабленной затяжке болтов крепления.