Разновидности рельсовых скреплений
Рельсовые скрепления применяются при организации железнодорожных путей для обеспечения надежного соединения между рельсами и шпалами. Подобные элементы принято разделять на стыковые, соединяющие друг с другом рельсы, а также промежуточные, главной задачей которых является скрепление рельсов со шпалами на всей протяженности пути.
Промежуточные скрепления, в свою очередь, бывают следующих видов:
• Нераздельные. Рельсовое полотно прикрепляется к шпале посредством шурупов и костылей с использованием подкладок;
• Раздельные. Рельс крепится к подкладке методом жесткого соединения. Для этого применяются клеммные болты и клеммы, а также обычные болты и шурупы;
• Смешанные. Совмещает в себе два вышеописанных метода. Рельс закрепляется на шпале вместе с подкладкой, которая дополнительно фиксируется при помощи костылей и шурупов.
Применение того или иного метода зависит от характеристик конкретного участка пути. При этом между рельсовыми полотнами оставляются небольшие промежутки, необходимые для обеспечения возможности последующего удлинения рельс.
Широкую популярность в последние годы обрели клееболтовые стыки. При использовании подобного способа креплений применяется специальный эпоксидный клей, который превращает места соединения накладок, прокладок и стеклоткани в монолитную конструкцию, неподверженную сильным вибрациям и большим механическим нагрузкам.
В местах, оснащенных автоматической блокировкой, устраивают стыки, хорошо проводящие электричество. Это делается с целью обеспечения беспрепятственного прохождения электрического тока сквозь соединение.
Сама необходимость использования рельсовых стыков обусловлена тем, что под действием различных температур концевые участки пути имеют свойство смещаться. Таким образом, скрепления исключают возможность расхождения примыкающих друг к другу рельсов и минимизируют риск схождения железнодорожного состава с пути.