Стрелочные переводы. Виды, строение, назначение.
Как правило, местах, где рельсы пересекаются друг с другом, оснащаются особыми устройствами, лежащими на переводных брусьях из дерева или железобетона и отличающимися от них исключительно длиной. Такие устройства называются стрелочными переводами, и предназначены они для изменения пути следования поезда посредством его перевода с одного рельсового направления на другое.
Устройства, пересекающие и соединяющие между собой пути по верхнему строению, могут отличиться по расположению, количеству, типу рельсов, конструкции и т.д. Среди основных разновидностей переводов можно выделить такие из них:
- Одиночные, двойные и перекрестные;
- Обычные, симметричные и несимметричные.
Кроме того, перевод может быть левосторонним или правосторонним. Такие виды устройств применяются в тех случаях, когда поезд необходимо перевести на путь, отклоняющийся от прямолинейного. Они же и являются самыми распространенными.
В классическом варианте исполнения основу механизма составляет непосредственно стрелка, крестовина, контррельсы, соединенные друг с другом, и брусья для перевода подвижного состава на примыкающую железнодорожную ветку. Стрелочный перевод оснащается особым переводным устройством, которое гарантирует безопасную смену направления поезда. При этом при задействовании устройства между рамным рельсом и рельсом прямого или бокового пути обеспечивается ровно столько свободного пространства, сколько необходимо для прохождения через него гребня колеса. Недостаточный или избыточный зазор может привести к небезопасному переводу.
Рельсовые переводы нуждаются в регулярном осмотре, так как незамеченная неисправность практически гарантированно приведет к возникновению аварийной ситуации. Даже при малейших поломках эксплуатировать стрелочный перевод строжайше запрещается. Посему при выборе следует уделять особое внимание соответствию изделий требованиям государственных стандартов, а также расчетному количеству рабочих циклов.