Заказать звонок

Типы железнодорожных вокзалов

Категории: Новости

При мыслях о железнодорожном вокзале возникает ряд чётких ассоциаций: вокзальная суета, толпы снующих пассажиров, толчея вокруг касс и вокзальных ларьков, спящие в зале ожидания люди, прибывающие и отъезжающие поезда, платформы с носильщиками, толкающими тележки с багажом, и конечно вечно неразборчивые объявления вокзального диктора по громкой связи.

Ежедневно в нашей стране железнодорожным транспортом пользуются миллионы человек и с каждым годом пассажиропоток только увеличивается.

Одним из самых важных узлов организации железнодорожных перевозок является вокзал. Это звено, связывающее пассажиров с поездами или электричками, своего рода портал между городом и транспортом.

Вокзал, являясь архитектурными воротами населённого пункта, просто необходим для приема и отправки пассажиров.

Вокзал работает по чёткому выверенному до минуты расписанию, в котором предусмотрено всё: перемещение транспорта или транспортная логистика, работа касс, направление пассажиропотоков. Никто не должен никому мешать и создавать хаос и неразбериху.

На вокзале должно быть всё необходимое для удобства и комфорта пассажиров, встречающих и провожающих людей, а также обслуживающего их персонала, обеспечивая их потребности:

  • просторные и безопасные платформы или перроны для посадки и высадки пассажиров;
  • информационная стойка или справочное бюро для информирования пассажиров;
  • билетные кассы для продажи билетов;
  • залы ожидания и комнаты отдыха для комфортного пребывания пассажиров и встречающих их людей;
  • камеры хранения для удобства транзитных пассажиров;
  • пункты питания, чтобы во время длительного ожидания у пассажиров была возможность перекусить;
  • административно-хозяйственные помещения для работников вокзала.

Кроме того, невозможно представить себе вокзал без санитарной зоны, почты, медпункта и отделения полиции. Всё это можно найти на любом вокзале.

Но какие же бывают вокзалы? Их классификация весьма обширна.

  1. В первую очередь вокзалы классифицируют по их назначению:
  • Пассажирские
  • Грузовые
  • Грузопассажирские
  • Почтовые
  1. По условию расположения на железнодорожной магистрали вокзалы разделяют на:
  • Тупиковые или конечные. Это конечные пункты назначения, дальше которых поезд не идёт, и где основная масса пассажиров заканчивает поездку. На таких вокзалах, как правило, располагается депо и именно здесь формируют сами составы.
  • Промежуточные. Вокзалы такого типа располагаются между крупными транспортными узлами.
  • Узловые. Крупные вокзалы с большими пассажиропотоками.
  • Транзитные. Вокзалы по обслуживанию транзитных пассажиров, ожидающих другие поезда для пересадки и дальнейшего следования.
  1. По одновременному нахождению в здании вокзала количества пассажиров, то есть по его пропускной способности, вокзалы бывают:
  • Малые – от 25 до 200 человек.
  • Средние – от 200 до 700 человек.
  • Большие – от 700 до 1,5 тысяч человек.
  • Крупные – более 1,5 тысяч человек.
  1. По типу обслуживаемых пассажиров разделяют вокзалы:
  • Международного сообщения.
  • Дальнего сообщения.
  • Пригородного сообщения.
  • Смешанного сообщения.
  1. В зависимости от пространственного расположения здания вокзала и путей вокзалы бывают:
  • Тупиковые. Здание вокзала и сортировочный перрон расположены поперек путей и платформ.
  • Боковые. Здание вокзала расположено сбоку от железнодорожных путей.
  • Островные. Здание вокзала расположено между железнодорожными путями.
  • Смешанные. Данный тип совмещает в себе характеристики всех вышеуказанных вокзалов.

Очевидно, что железнодорожные вокзальные комплексы бывают разными и их разнообразие по типам и видам продиктовано современными требованиями к сооружениям такого типа.

Постоянно изменяющиеся внешние условия социально-экономического и технологического характера приводят к возникновению новых типов вокзалов или модернизации уже существующих, чтобы они могли отвечать нуждам сегодняшнего дня.