Типы железнодорожных вокзалов
При мыслях о железнодорожном вокзале возникает ряд чётких ассоциаций: вокзальная суета, толпы снующих пассажиров, толчея вокруг касс и вокзальных ларьков, спящие в зале ожидания люди, прибывающие и отъезжающие поезда, платформы с носильщиками, толкающими тележки с багажом, и конечно вечно неразборчивые объявления вокзального диктора по громкой связи.
Ежедневно в нашей стране железнодорожным транспортом пользуются миллионы человек и с каждым годом пассажиропоток только увеличивается.
Одним из самых важных узлов организации железнодорожных перевозок является вокзал. Это звено, связывающее пассажиров с поездами или электричками, своего рода портал между городом и транспортом.
Вокзал, являясь архитектурными воротами населённого пункта, просто необходим для приема и отправки пассажиров.
Вокзал работает по чёткому выверенному до минуты расписанию, в котором предусмотрено всё: перемещение транспорта или транспортная логистика, работа касс, направление пассажиропотоков. Никто не должен никому мешать и создавать хаос и неразбериху.
На вокзале должно быть всё необходимое для удобства и комфорта пассажиров, встречающих и провожающих людей, а также обслуживающего их персонала, обеспечивая их потребности:
- просторные и безопасные платформы или перроны для посадки и высадки пассажиров;
- информационная стойка или справочное бюро для информирования пассажиров;
- билетные кассы для продажи билетов;
- залы ожидания и комнаты отдыха для комфортного пребывания пассажиров и встречающих их людей;
- камеры хранения для удобства транзитных пассажиров;
- пункты питания, чтобы во время длительного ожидания у пассажиров была возможность перекусить;
- административно-хозяйственные помещения для работников вокзала.
Кроме того, невозможно представить себе вокзал без санитарной зоны, почты, медпункта и отделения полиции. Всё это можно найти на любом вокзале.
Но какие же бывают вокзалы? Их классификация весьма обширна.
- В первую очередь вокзалы классифицируют по их назначению:
- Пассажирские
- Грузовые
- Грузопассажирские
- Почтовые
- По условию расположения на железнодорожной магистрали вокзалы разделяют на:
- Тупиковые или конечные. Это конечные пункты назначения, дальше которых поезд не идёт, и где основная масса пассажиров заканчивает поездку. На таких вокзалах, как правило, располагается депо и именно здесь формируют сами составы.
- Промежуточные. Вокзалы такого типа располагаются между крупными транспортными узлами.
- Узловые. Крупные вокзалы с большими пассажиропотоками.
- Транзитные. Вокзалы по обслуживанию транзитных пассажиров, ожидающих другие поезда для пересадки и дальнейшего следования.
- По одновременному нахождению в здании вокзала количества пассажиров, то есть по его пропускной способности, вокзалы бывают:
- Малые – от 25 до 200 человек.
- Средние – от 200 до 700 человек.
- Большие – от 700 до 1,5 тысяч человек.
- Крупные – более 1,5 тысяч человек.
- По типу обслуживаемых пассажиров разделяют вокзалы:
- Международного сообщения.
- Дальнего сообщения.
- Пригородного сообщения.
- Смешанного сообщения.
- В зависимости от пространственного расположения здания вокзала и путей вокзалы бывают:
- Тупиковые. Здание вокзала и сортировочный перрон расположены поперек путей и платформ.
- Боковые. Здание вокзала расположено сбоку от железнодорожных путей.
- Островные. Здание вокзала расположено между железнодорожными путями.
- Смешанные. Данный тип совмещает в себе характеристики всех вышеуказанных вокзалов.
Очевидно, что железнодорожные вокзальные комплексы бывают разными и их разнообразие по типам и видам продиктовано современными требованиями к сооружениям такого типа.
Постоянно изменяющиеся внешние условия социально-экономического и технологического характера приводят к возникновению новых типов вокзалов или модернизации уже существующих, чтобы они могли отвечать нуждам сегодняшнего дня.