Угон пути. Особенности и причины
Угон пути – это продольное перемещение рельсов относительно шпал вследствие нагрузок, создаваемых подвижным составом, проходящим по рельсам, а также из-за изменения температуры. Угон пути может наблюдаться на любом участке железной дороги, однако чаще всего его можно заметить на наклонных участках и тормозных отрезках. Движение рельсов происходит по направлению движения подвижных составов. Если речь идет об однопутной линии, то там смещение происходит по направлению большего грузопотока.
Явление это весьма распространенное, и ему было посвящено немало научных работ. Если излагать информацию в кратком виде, то среди основных причин угона пути можно выделить следующие из них:
- Сопротивление движению колес поезда при его движении по железнодорожному пути;
- Изменения габаритов рельсов вследствие температурных колебаний;
- Динамические нагрузки, оказываемые колесами при контакте со стыками рельсов;
- Удары колес, приходящиеся на боковые грани рельсов;
- Постоянные механические нагрузки, приводящие к изгибу рельсов под подвижным составом во время его движения.
Таким образом, можно сделать вывод, что угон пути – это не постоянное, а периодическое явление, которое состоит в постепенном накоплении продольных сдвигов при эксплуатации железнодорожной колеи. В результате угона могут возникнуть значительные расстройства пути, которые приведут к необходимости его реконструкции и ремонта. Дабы не допустить сильного угона пути, используются специальные механизмы, называемые противоугонами. Они не позволяют рельсам сдвигаться под действием высоких механических нагрузок и атмосферных воздействий, существенно продлевая срок их службы и делая процесс эксплуатации железнодорожного пути более безопасным.